Права и достоинство ребёнка: как их соблюдать
Как известно, степень цивилизованности страны определяется по тому, как общество относится к самым слабым своим членам – старикам и детям. Именно поэтому соблюдение прав ребенка, их защита и обеспечение их всем необходимым для жизни и взросления – неотъемлемая часть социальной политики развитых стран.
Защита прав несовершеннолетних в Беларуси обеспечена законодательно. Самый главный документ Республики Беларусь, имеющий наивысшую юридическую силу, — это Конституция РБ.
По сути, именно в Конституции закреплены основополагающие правовые нормы и принципы, и именно на их основе и сформированы все другие законы и акты страны.
Всё, что связано с защитой детства – обеспечение интересов маленького человека во всех сферах жизни и практически в любых ситуациях, регулируется законом, который был принят еще в 1993 году и так и называется: «Закон о правах ребенка». Кроме того, Беларусь является страной, в которой действует Конвенция ООН.
Согласно этому документу, ребенком считается человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста. Однако в «Законе о правах» отдельно оговорены случаи, когда человек признается дееспособным (а значит, взрослым) до своего восемнадцатилетия, например в случае эмансипации. Тогда человек уже не считается ребенком и не подпадает под действие данного закона.
Основные права прописаны в соответствующем законе. В принципе, чтобы составить о них представление, достаточно прочитать перечень заголовков статей, из которых и состоит законодательный документ: право на жизнь, на охрану здоровья, на имя, на отдых и труд и т. д.
Отдельно вынесены статьи, регулирующие права малышей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, например инвалидов или оставшихся без попечения родителей.
Общие
В главе 1, которая так и называется – «Общие положения» — обозначены основополагающие права несовершеннолетних, по сути являющиеся общими и для всех людей независимо от возраста.
Общими правами являются, в частности:
- на жизнь – неотъемлемое право любого человека. В Беларуси к несовершеннолетнему также не может быть применена смертная казнь и пожизненное заключение;
- на охрану и укрепление здоровья – несовершеннолетним оказывается бесплатная медицинская помощь, организуется санаторно-курортное лечение, а матерям оказываются надлежащие условия во время беременности, родов и послеродовой период;
- равноправие детей – нет различия детей ни по расе или нации, ни по полу или состоянию здоровья, ни по социальному или имущественному положению, ни по каким-то иным обстоятельствам. В РБ все дети равны;
- на гражданство;
- на достойный уровень жизни – каждый маленький член общества имеет право получить все условия, необходимые для его нормального роста и развития: как физического, так и умственного;
- на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия – несовершеннолетние должны быть защищены от любых видов насилия или унижения, принуждения к противоправным действиям;
- на определение отношения к религии – никто, в том числе и родители, не имеет право навязывать ребенку какие-либо религиозные взгляды. Он имеет полное право сам определить свою религиозность.
В семье
По факту рождения у каждого малыша есть семья: мама и папа, бабушки и дедушки, другие родственники.
Во второй главе закона под названием «Ребенок и семья» приведены «семейные» права:
- на проживание в семье – любой малыш имеет право знать свою семью, жить в своей семье, получать от нее заботу и поддержку;
- права ребенка, проживающего отдельно от родителей – если так получилось, что он живет не с родителями, на встречи с ними;
- на имущество – в соответствии с возрастом и другими законами Республики Беларусь каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом и совершать с ним различные сделки (например, бытовые). Также у всех детей есть обязательное право на наследство от своих родителей;
- на жилище – у каждого ребенка должен быть свой дом. Это право реализуется с помощью жилищного законодательства РБ;
- ответственность семьи за ребенка – опекуны (родители или иные люди) обязаны заботиться о малыше и дать ему всё необходимое для полноценного взросления: образование, воспитание, заботу о здоровье. Кроме того, дети не могут находиться на улице с 23 часов вечера до 6 часов утра без сопровождения взрослых;
- на имя – при рождении малыша родители обязаны дать ему имя. При этом впоследствии он может изменить его согласно законодательству РБ;
- социальная защита семьи государством – государство не только регламентирует права детей и обязанности их родителей, но и оказывает семьям помощь в виде пособий или льгот для обеспечения прав каждого в зависимости от ситуации.
В обществе
Третья глава регламентирует отношения несовершеннолетнего и общества, полноправным членом которого он является с рождения.
Основными правами детей в обществе являются:
- приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию – в Беларуси действуют различные организации и объединения, благодаря которым осуществляется информирование детей о достижениях мировой культуры и науки, обеспечивается доступность печатных изданий и т. п. Защита детей от «вредной» информации осуществляется законодательством РБ;
- на образование – каждому маленькому жителю Беларуси гарантируется получение бесплатного образования;
- на труд – любой ребенок имеет право на выбор профессии, никто не может его заставить получать ту специальность, что ему не по душе. В Беларуси несовершеннолетние могут официально работать с шестнадцати лет (а при получении письменного согласия родителей – с четырнадцати);
- на отдых – в свободное от учебы время ребенок имеет право заниматься тем, что ему интересно. Государство обеспечивает это право путем предоставления огромного количества детских досуговых центров, спортивных учреждений, льгот на посещение объектов культуры и т. п.
В неблагоприятных условиях
К сожалению, любой человек, в том числе и ребенок, может попасть в сложную ситуацию, ухудшающую его жизнь. Например, он может остаться без попечения родителей, приобрести инвалидность или просто родиться с особенностями развития.
«Закон о правах ребенка» также регулирует права несовершеннолетних в неблагоприятных ситуациях:
- защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – им предоставляется особая защита от государства: их пытаются устроить в семьи родственников или других граждан Республики Беларусь (с учетом в первую очередь детских интересов), для них создаются условия, приближенные к семейным, они имеют определенные социальные льготы;
- права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития – таким детишкам гарантируется оказание бесплатной медицинской, педагогической, психологической помощи, а также оказание подобной помощи их родителям. Государство пытается максимально социально реабилитировать пострадавших малышей, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества.
Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь.
Дисциплина и порядок при осуществлении образовательной деятельности, деятельности в сфере физической культуры и спорта поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.
Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять педагогическую деятельность, педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, выполнять воспитательные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
Жестокое обращение с детьми со стороны взрослых нарушает их честь и достоинство, подвергая их жизнь опасности.
Жестокое обращение с детьми— это не только побои, нанесение ран, Сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми(несовершеннолетними гражданами гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
· Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических поражений;
· Сексуальное насилие — (или развращение) — вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальное действие со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;
· Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера;
К психической форме насилия относится:
· открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
· угроза в адрес ребенка в словесной форме;
· замечание, высказывание в оскорбительной форме, унижающее достоинство ребёнка;
· преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
· ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
· однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психологическую травму;
· пренебрежение нуждами ребёнка — это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарном нуждам ребёнка относится:
· отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, и медицинской помощи.
· отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия - «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
· признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Декларация о правах ребёнка
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Искусство быть родителем
· Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.
· Ваш ребенок — не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
· Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
· Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не приняли его таким, какой он есть.
· Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех
(по Владимиру Леви -российский врач-психотерапевт, психолог).
· Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.
· Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!
· За один раз — одно. Даже если поступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
· Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
· Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем ни бывало. О старых грехах ни слова.
· Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
· Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
Подготовила Ярощик Л.А., классный руководитель 1 класса
разгарнуць » / « згарнуць